Дорожки для дачи
Садовые дорожки и тропинки главный элемент ландшафтного дизайна, который организует и систематизирует пространство. От правильного их расположения в будущем будет зависеть удобство пользования всеми уголками территории. Они также и декоративные элементы, и грамотное проектирование сети тропинок на участке поможет подчеркнуть преимущества и скрыть возможные недостатки. Например, на узком и длинном садовом участке планируют круговые развязки большого диаметра, что позволит визуально расширить границы территории. Мы выполняем работы по строительству дорожек для сада и дачи из любого материала уже более 12 лет. Рады будем по сотрудничать с вами в решении этого вопроса.
При строительстве садовых дорожек возможно использование довольно большого спектра материалов: гравий, трава, щебень, брусчатка или клинкер, тротуарная плитка, бетон или асфальт. Выбирая способ покрытия, необходимо понимать общий функционал дорожек, стиль оформления конкретного участка и, конечно, от доступности материалов и от их цены. Мало внимания требуют дорожки и тропинки из грунта, травяного покрытия и тем более из гравия и щебня. Более надежны и отличаются чистотой и аккуратностью дорожки с твердым покрытием, внешний вид таких дорожек более эффектен. Кроме только практической функции, дорожки создают перспективу, разворачивают панораму, замыкают на себе зрительное восприятие общей территории. Поэтому, прежде чем планировать дорожки, пройдитесь по своему саду или общей территории участка, отметьте солнечные и тенистые места, понаблюдайте, как меняется участок в разное время дня, и представьте, как он будет выглядеть в различные времена года. Внимательно изучите план, все строения, деревья, кустарники, территорию газона, клумбы и только потом приступайте к планированию дорожек. Расположение и общая протяженность дорожек на участке может меняться в зависимости от вкусов и трендов, неизменными зачастую остаются основные: главная (ведущая к главному строению), заезд на участок - и дорожки второго порядка: служебные, для прогулок и т.д. Главная (парадная) дорожка, обычно, наиболее широкая, а если у нее функция заезда на территорию, то ее планируют шириной не менее 2 м.
Рабочие дорожки должны предоставлять удобство для пешеходов и провоза, например, газонокосилки и различных грузов в тачке. То есть ширина дорожки должна быть достаточно удобной, не менее 65 см., а еще лучше - 1 м. для участка стандартных размеров. Ввиду целесообразности, рабочие дорожки делают в основном прямыми.
Ширина дорожки определяется не только ее функциональностью, но и типом: классический вариант предполагает широкие по возможности прямые дорожки, когда как для стиля эко-кантри характерны узкие извилистые тропинки и дорожки.
На участке свободной планировки лучше выглядят, обычно, извилистые дорожки, но повороты планируют не резкими. Фигура дорожки оказывает влияние на выбор материала изготовления: извилистую дорожку не сложно изготовить из гравийных сыпучих материалов, древесной стружки либо коры или минералов природной неправильной формы, сложнее из брусчатки, плит или тротуарной плитки. Что касается цветового решения дорожки, то необходимо отталкиваться от цвета вашего дома.
Если вы укладываете дорожку брусчаткой, планируя зазоры между блоками, необходимо закладывать температурные швы, чаще всего через каждые 90 - 100 см, заполняя их грунтами с наличием семян газонных трав. Такие меры обеспечат надежность конструкции в период влияния отрицательных температур.Также швы между блоками тщательно заполняют цементно-песчаной смесью. В противном случае вода, попавшая между швами превратившись в лед, легко разрушит даже достаточно прочный материал. Не забываем о том, что вода должна свободно стекать с поверхности дорожки. По этой причине с одной или двух сторон планируют уклон около (1 см на 1 м) на протяжении всей поверхности, проходящий от средней части к краям.
Материалы для мощения дорожек.
Самыми распространенными и наиболее доступными материалами для строительства дорожек являются тротуарная плитка и брусчатка, гравийные смеси, бетон и декоративный бетон, природный камень и булыжник, клинкер и дерево.
Для того чтобы грамотно подобрать материал для выполнения работ, необходимо принять во внимание стиль, функцию и качество каждого типа материала. Так, в лесном саду (стиль эко-кантри) предпочтительнее пользоваться природными материалами естественного происхождения и формы. Например, используются необработанные валуны или бревенчатые спилы, заглубленные в землю, дорожки при этом частично зарастают травой. Для средиземноморского стиля подходят дорожки из мелких округлых камешков, гальки и ракушечника. При строительстве парадных дорожек в классическом стиле используют плитняк - плоский натуральный минерал различных художественных форм. Прочность и надежность основное требование предъявляемое к рабочим дорожкам. Поэтому их лучше всего выложить искусственным материалом повышенной прочности - бетоном, асфальтом, бутовым камнем, тротуарной плиткой. Прогулочную дорожку можно сделать сплошной либо с пошаговым разрывом. Для нее подойдут тротуарная плитка и плоский камень, например песчаник или сланец, или поперечные срезы кругляка. Для дорожек возле детских площадок нужны мягкие покрытия, например песок или измельченная кора.
Устройство дорожек надо начинать с хорошо продуманного плана - это основа успеха. Замечено, что извилистая дорожка всегда кажется длиннее прямой. Она-то и поможет визуально расширить границы маленьких участков. Какая бы ни была дорожка, она должна иметь невысокое окаймление т.е. бордюр. Его можно выполнить из различных материалов: от деревянного низкого заборчика высотой 20 -30 см. до бетонных узких бордюров. Очень хорошо смотрятся плашки из бревен, закопанные по краям дорожки вертикально на 1/2 или 1/3 высоты. Они не долговечны, но на 5-6 лет их хватит, а затем они сгодятся на дрова.
Дорожка из гравия.
Гравийное покрытие довольно широко применяется для садовых дорожек или подъездных путей. Этот экологичный, природного происхождения материал смотрится естественно и ненавязчиво и применим практически для всех возможных стилей оформления. Также гравий сам по себе пластичный и удобно укладываемый материал, поэтому форму будущей дорожки можно вывести в любых возможных очертаниях. Гравийные дорожки довольно долговечны и несложны в строительстве. Но необходимо не забывать и о том, что они не рассчитаны на большую нагрузку. До недавних пор дорожки из гравия были не очень популярны из-за подвижной структуры поверхностного слоя: он со временем смещался, дорожка теряла свои четкие очертания, и ее необходимо было регулярно обновлять. Но появившиеся в последнее время современные материалы позволяют избежать всех этих проблем. Так, модульные решетки из полиэтилена высокого давления с сотовой структурой обеспечивают стабильность верхнего слоя насыпного материала и могут выдерживать большие нагрузки. Для постройки стандартной гравийной дорожки в первую очередь подготавливают корыто-основание глубиной до 15 см., нижний слой грунта тщательно трамбуют виброплитой и выстилают геотканью. Следом укладывают слой крупного гравия до 7-8 см., трамбуют, финишный слой из более мелкого гравия до 3-5 см и укатывают его специальным катком до получения плотной и надежной поверхности. Гравийные дорожки обязательно уплотняют специальным бордюром, иначе частички насыпного материала будут распространяться по территории или на клумбы.
Кирпичная дорожка, дорожка из брусчатки.
Более долговечны тропинки, выполненные кирпичом, с укладкой на песок или смесь. Такой вариант мощения выдерживает большую нагрузку, а также довольно стильно выглядит, более того, работает на усиление впечатления от фасадов строений на участке.
Брусчатка и кирпич наиболее подходят для мощения на участках со стандартной планировкой. При строительстве применяют брусчатку вибролитую и вибропрессованную или специальный тротуарный (обожженный) кирпич, обычный стандартный кирпич достаточно быстро разрушится под воздействием внешних факторов. Мощение брусчаткой выполняют различными способами. Сочетая варианты укладок, можно получить множество интересных не тривиальных рисунков. Стандартные рисунки такие как елка, переплетение, рядами связанными или параллельными рядами. При выборе рисунка покрытия, необходимо также помнить, что укладка некоторыми способами позволит сэкономить и материал, в том числе. Разумеется, мостить кирпичом не проще, чем строить гравийную или щебеночную дорожку и тропинки.
В первую очередь выкапывают траншеи, чтобы уложить в основание бордюра раствор, сделать песчаную подушку и положить блоки. Затем выкладывают прочный бордюр, необходимый при пользовании дорожкой: с ним кирпичи не разъезжаются. Проще всего сделать бордюр из обработанных антисептиком досок. Их нужно тщательно зафиксировать колышками, причем нижний край досок должен быть ниже песчаной подушки. Более декоративно выглядит укладка на раствор бордюрных блоков. Далее следует засыпка щебневого слоя до 5 см. на подготовленное основание корыта, а затем укладывают песчаный слой толщиной до 5-7 см, все слои надежно прижимают, проливают водой для большего уплотнения и еще раз утрамбовывают виброплитой. Брусчатку возможно укладывать как непосредственно на песчаное основание так и на распределенную ровным слоем сверху песчаной подушки цементную смесь, зазор между кирпичами брусчатки укладываем около 5-6 мм., не более.
У всех типов дорожных покрытий существует одно общее правило: при постройке необходимо заложить дренаж глубиной от 20 - 25 см. из слоев песка, щебня. Особенно это необходимо делать на суглинках и глинистых почвах, так как глина - пучинистый грунт. Зимой во время замерзании и вспучивании почвы дорожки, особенно из бетона, могут быть разрушены.
Дорожки из булыжника.
Такой тип покрытия выглядит достаточно красиво, ведь материал имеет свою неповторимую форму, рисунок, цвет, фактуру, а в комплексе камни создают неповторимую природную мозаику, но несмотря на то, что такое покрытие очень стильно, применение этого материала на всем участке следует ограничить особенно, если среди жильцов есть дети и пенсионеры т.к. ходить по булыжнику совсем не удобно или даже опасно, в некоторых случаях.
Укладывают дорожки из булыжника по тому же принципу, что и кирпичную. Сначала готовят прочное основание, на него распределяют слой бетона. Далее, глубоко утапливая в бетон, укладывают булыжник близко друг к другу и прижимают их правилом так, чтобы распределить камни ровно на одном уровне. Им все же необходимо выходить из поверхности бетона примерно на 1,4- 2,3 см.
Когда остаются бревна от строительства дома, то их возможно распилить на плашки 6 - 12 см.толщиной и вымостить ими тропинки. Расстояние между плашками необходимо заполнить мелким булыжником, во избежание роста сорняка.
Дорожки из природного камня.
Дорожки из плитняка и песчаника по своей надежности и привлекательного внешнего вида на порядок превосходят свои аналоги. Природный материал позволяет находить и неординарные решения по палитре цветов дорожек. А также они чаще всего остаются сухими и чистыми. Единственным ограничением использования подобного материала в строительстве является его достаточно высокая цена. Зачастую его применяют при строительстве главных (парадных) дорожек ведущих к основным строениям на участке. Неплохо выглядят и неширокие дорожки, простилающиеся сквозь зоны газонов к основным площадкам на участке или к цветочным клумбам.
Мощение натуральным камнем на газон.
При строительстве дорожек наиболее эффективно использовать плитки из набранного камня естественных форм. Сами плитки могут быть различных размеров и форм, но толщина их, чтобы обеспечить ровную поверхность укладки должна быть по-возможности одинаковой.
Мощение плит из камня и колотого материала производят различными способами. Основой чаще является подушка из утрамбованного песка толщиной до 9- 11 см., плиты укладывают на нее, а швы затираются песком. Перед началом работ необходимо подобрать материал так, чтобы пришлось минимально производить распилы. Расстояние швов между плитами не должны быть более 6 см. Для того чтобы обеспечить рост травы между камнями, необходимо засыпать швы грунтом или плодородной почвой. В случае когда в этом нет необходимости, н основание дорожки в первую очередь укладывают геотекстиль и поверх песчаную подушку толщиной до 5 см. Выложенные на песок плитки тщательно ровняют, укладывая или вынимая материал под ними, затем хорошо утрамбовывают.
Бетонная дорожка.
В таком исполнении дорожка применима там, где она подвержена высоким нагрузкам: в месте въезда, заезда транспорта от дороги поселка на территорию участка к автомобильному навесу или парковке, или к блоку хозяйственных построек. Бетонные дорожки имеют достаточно высокую прочность, не подвержены деформации и продавливанию даже при эксплуатации их груженым автотранспортом ним, различного рода садовой спецтехники и т.п. Никто не запрещает заливать бетонные дорожки и по всей территории участка. Монолит надежен и долговечен, применим для строительства дорожек любой геометрии и, в случае соблюдения всех правил заливки, не нуждается в ремонте.
Внешний вид бетонных дорожек возможно сделать разными способами: в состав можно добавить специальный краситель или с помощью инструмента нанести на еще жидкую поверхность фактурный рисунок, тем самым значительно снижая скольжение поверхности дорожки в зимний период. Можно еще украсить дорожку, используя различные минеральные вкрапления. Очень стильно смотрится дорожка, если ее заливать попеременно используя окрашенные в различные цвета участки и участки, отделанные плитняком, мелким булыжником, с различного рода геометрией переходов и др. Преимущество бетонных дорожек в том, что ее возможно заключить в любую форму заливочной опалубки и придать любые очертания.
Укладка садовых бордюров и брусчатки на мягкое основание.
Укладка дорожек из плитняка на газонное покрытие с отсевом между швов газонной травы для достижения природного эффекта тропинки.